Фёдор Иоаннович

Фёдор I Иоаннович

Фёдор I Иоаннович миниатюра из Царского титулярника.

2-й Царь всея Руси
18 марта 1584 — 7 января 1598

Предшественник:

Иван Грозный

Преемник:

Ирина I Фёдоровна

Вероисповедание:

Православие

Рождение:

11 мая 1557(1557-05-11) Москва

Смерть:

7 января 1598(1598-01-07) (40 лет) Москва

Похоронен:

Архангельский собор в Москве

Династия:

Рюриковичи

Отец:

Иван IV Грозный

Мать:

Анастасия Романовна

Супруга:

Ирина I Фёдоровна Годунова

Дети:

Дочь: Феодосия

СОДЕРЖАНИЕ
Фёдор Иоаннович
Основные события в царствование Фёдора Иоанновича
Современники о Фёдоре Иоанновиче

Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным; 11 мая 1557, Москва — 7 января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Незадолго до смерти Иоанна Грозного, 19 ноября 1581 года трагически погиб его сын — наследник престола Иоанн. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

На царский трон, где ещё недавно восседал грозный царь, сел двадцатисемилетний монарх, который, по слову самого Ивана Грозного, был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь, Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в 1594 году. Сын у Федора так и не родился. В конце 1597 он занемог смертельной болезнью и 7 января 1598г. в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, а по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. И. Костомарова:

Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям <…> Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову. <…> Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.

Основные события в царствование Фёдора Иоанновича

Фёдор I Иоаннович, гравюра

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем младшего сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича (единственного живого сына царя).

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585 —1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен 10 километров. Толщина — до 4,5 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год — учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом, который составил его житие.

1590—1593 годы — русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович, приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Современники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера, новый царь был

росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами.

Также о нем писали, что дела государственные он обсуждал с боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал с своимим приближенными в своем кабинете.

Просмотров: 17750

Создан: 2010-05-18

Источник: Википедия

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
81
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
20